Первая 9-ступенчатая АКПП ZF 9HP48
3517 | 4/20/2018Известный немецкий производитель автоматических трансмиссий ZF Friedrichshafen AG в середине 2013 года развернул производство новых 9-ступенчатых АКПП. К производству этих трансмиссий также подключится и Chrysler Group LLC.
9-ти ступенчатая коробка поперечного расположения ZF 9HP48 для переднего привода собирается на двух заводах: в Саарбрюкене для Европы и «Крайслером» в Кокомо (США) для японских и американских машин Honda и Chrysler. Обе модификации имеют значительные различия по расходникам и основным узлам, потому что Chrysler внес в свой вариант очень много изменений. Обкатывалась на американском рынке и встречались в основном проблемы с настройками компьютера и электрикой.
На сегодняшний день новые серийные автомобили Chrysler комплектуются автоматическими трансмиссиями с восемью передачами – это максимально существующее ныне количество передач в АКПП для легковых автомобилей. Эти агрегаты, как и грядущие 9-ступенчатые, тоже разработаны вышеупомянутым немецким концерном.
В ZF рассказывают, что новые 9-скоростные АКПП устанавливаются только на переднеприводные легковые автомобили с поперечным расположением двигателя, а машины с продольным расположением двигателя не будут ни оснащаться ими ни переделываться под них. С другой стороны, уникальная особенность этой коробки в ее компактности. Длина всего 367 мм позволяет ставить ее на автомобили как с продольным, так и с поперечным расположением двигателя, причем, как с передним, так и с полным приводом. Что касается габаритов и характеристик модельного ряда 9-ступенчатых АКПП ZF, то две модификации этой АКПП: 9HP28 весит 77 кг и рассчитана на крутящий момент двигателя до 280 Нм, модель 9HP48 весит 87 кг и рассчитана на входной крутящий момент до 480 Нм.
Отмечается что по сравнению с наиболее распространенной на сегодняшний день 6-ступенчатой АКПП для переднеприводных автомобилей с поперечным расположением двигателя экономия топлива у автомобиля с 9-ступенчатой автоматической коробкой доходит до 16%, что достигается, прежде всего, благодаря более высокому общему передаточному числу 9,84. В ZF так же заявляют, что, по сравнению с 6-ступенчатым автоматом, девятискоростная коробка сокращает время разгона до 100 км/час на 2 секунды, а при движении с крейсерской скоростью в 120 км/час обороты двигателя приблизительно на 700 об/мин ниже (шестискоростная АКПП – 2890 об/мин, ZF9HP48 – 2170 об/мин).
Особенности коробки передач ZF 9HP48:
- Ее конструкция исключает необходимость технического обслуживания.
- Рабочая жидкость залита на весь срок эксплуатации.
- В гидротрансформаторе предусмотрена функция контролируемого проскальзывания с электронно-регулируемым контролем блокировки на передачах с 1 по 9.
- Планетарная передача с девятью скоростями, четырьмя планетарными зубчатыми передачами и шестью элементами переключения.
- Широкий диапазон с небольшой разницей передаточных чисел между соседними ступенями.
- Первое в истории использование блокировочной кулачковой муфты для автоматической коробки передач легкового автомобиля.
- Программами переключения передач управляет TCM.
- TCM обладает способностью к адаптации и обеспечивает высокое качество переключения на протяжении всего срока службы коробки передач.
- Диагностика осуществляется с TCM через высокоскоростную шину CAN (протокол передачи данных) систем силового агрегата.
- В главной секции картера коробки передач находятся все элементы коробки передач. Гидротрансформатор находится в отдельном картере и прикручен болтами к главному картеру.
- ATF (трансмиссионная жидкость для автоматической коробки передач) удерживается в нижней части главного картера. Сливная пробка расположена в главном картере. Уровень масла проверяется снятием контрольной пробки при работающем двигателе, когда температура трансмиссионной жидкости находится в диапазоне 37-45°С. Уровень считается нормальным, если из отверстия контрольной пробки начинает капать масло.
- Коробка передач оснащена охладителем трансмиссионной жидкости, расположенным в ее передней части рядом с масляным поддоном. Охладитель подсоединен к картеру коробки передач двумя герметичными соединителями. Охладитель жидкости соединен с системой охлаждения двигателя и охлаждает трансмиссионную жидкость с помощью отвода тепла через охладитель в охлаждающую жидкость двигателя.
ZF9HP48 расчитана на передачу крутящего момента от двигателя до 480 Нм, но как все автоматы с поперечным расположением гораздо менее вынослива к предельным нагрузкам и поэтому устанавливается на городские кроссоверы, предпочитающие асфальт городов грязи провинции.
Для охлаждения масла в конструкции использовали теплообменник, надеясь, что водитель будет вовремя менять масло. Масло – синтетика типа ZF Lifeguardfluid 9 или аналог Mopar ZF 8 & 9. Меняют масло или при капремонте или по мере загрязнения, если хочется отсрочить капремонт с переборкой.
Длительная езда с грязным маслом и изношенными уплотнительными кольцами приводит к быстрой выработке ресурса соленоидов, которые работают группой равномерно и также группой примерно в одно время выходят из строя. Но чтобы убить соленоиды нужно большое желание и время.
Замена масла самостоятельно затруднена и требует опыта мастеров АКПП, прошедших через ремонты 6-ти и 8-ми ступенчатых автоматов ZF. Проверка уровня масла на европейских коробках производится через переливную пробку при температуре масла 35-45ºС. При достижении 40 градусов масло начинает вытекать из переливного отверстия и по его прозрачности определяют остаточный ресурс до замены. К уровню масла довольно капризна и после пробегов в 60 ткм (или экстремальной эксплуатации) следует проверять качество и количество масла ATF при каждом обслуживании машины. После 8 лет бережной эксплуатации ZF считает необходимой замену заводского масла, даже если оно еще прозрачное.
Американские коробки могут иметь щуп для проверки уровня. Наличие в масле металлической крошки размером около 1мм или запах горелого масла считаются показателем для капремонта АКПП даже, если автомат работает без нареканий.