Как выбрать Б/У турбину?
4335 | 7/30/2018Наддув в дизельных силовых агрегатах используется б
олее двадцати лет, а бензиновые двигатели получили их более пятнадцати лет назад. В большинстве моторов, выпускавшихся в этом тысячелетии, используются системы турбонаддува. Они хоть и сделали двигатели мощнее, но прибавили проблем владельца авто.
«АвтоСтронг» разбирается в особенностях турбин и рассказывает, как выбрать хорошую б/у турбину. Подробнее – в статье и видео:
Как устроена турбина?
Точное название этого устройства – турбокомпрессор. В его состав входят 3 основные части, а именно – корпуса:
· турбины – горячая часть;
· компрессора – холодная часть;
· подшипника, или картридж.
В картридже – ротор с крыльчатками турбины и компрессора на его концах. В среднем на крыльчатке от девяти до двенадцати лопастей. Для крепления вала используются опорные и упорные подшипники (втулки). Но сейчас выпускается все больше турбин, в которых используются шариковые подшипники.
Подшипникам необходимо масло: на образовавшемся масляном клине происходит вращение ротора турбины, который скользит по маслу при вращении. Масло постоянно поступает в картридж и сливается. Масло не поступает в корпуса турбины и компрессора благодаря хитрой конструкции – уплотнительным кольцам из стали.
Принцип работы турбины
Турбину запускает поток выхлопных газов: благодаря им раскручиваются крыльчатки турбины и компрессора, которая всасывает воздух и создает давление. Очевидно, что у турбины рабочий диапазон ограничен, и при слабом потоке выхлопных газов мощность турбины мала, зато при «раскрутке» мотора турбина запустится, а ее производительность станет максимальной.
Управление турбиной
Турбина может быть капризной: при ее высокой скорости работы возникает «передув», что плохо и для турбины, и для двигателя. Поэтому турбина нуждается в управлении, для чего используется перепускной клапан (на дизельных и бензиновых двигателях). Это хорошее и надежное решение, так как при высоком значении наддува клапан открывается, выпуская отработавшие газы через выхлопную систему, не попадая в колесо турбины. Клапан открывается с помощью пневматического актуатора.
Есть и более гибкий выход: управлять направлением потока с помощью пневмопривода или электронного привода с сервомотором. На помощь приходят лопатки с регулируемым углом атаки, установленные в горячей части «улитки». Такое решение получило название «управляемая геометрия». Угол большой при малых оборотах, благодаря чему газы «отклоняются» на лопасти турбины, а при росте давления и мощности мотора лопатки устанавливаются так, что никак не воздействуют на поток газов. Управляемая геометрия применяется только в турбинах дизельных моторов, исключение составляют некоторые спорткары Porsche. Это обусловлено высокой температурой выхлопных газов в бензиновых силовых агрегатах, из-за чего лопатки должны быть выполнены из дорогих сплавов.
В особо мощных моторах перепускной клапан также установлен в впускном коллекторе. Он нужен для того, чтобы сбрасывать избыточное давление в различных ситуациях, когда резко растет нагрузка на ротор и крыльчатку компрессора.
Разновидности турбин
Турбокомпрессоры бывают:
· одиночными;
· парными (выпускаются двойные, тройные, четверные модели).
Выпускаются в том числе и «твинскрольные турбины», которые устанавливаются в легковых бензиновых силовых агрегатах и дизельных грузовых. В таких турбинах потоки выхлопных газов попадают в 2 раздельных канала, что исключает взаимное противодавление. Как результат – уменьшается расход топлива.
В последние годы получили распространение компрессоры с электроприводом, в которых не используется работа выхлопных газов. Главное отличие в том, что в устройстве установлен мощный электромотор, который заменяет крыльчатки турбины. Отличий в компрессорной части практически нет.
Почему бывшая в употреблении турбина – хороший выбор?
Почему стоит отдать предпочтение турбинам б/у, а не новым? Основной плюс – цена: например, в каталоге «АвтоСтронг» стоимость турбин составляет от ста до восьми сотен рублей, а восстановление обойдется в 2-3 раза дороже. Хоть б/у турбины изношены, но это не так критично. Например, восстановление турбины не на заводе-изготовителе также имеет свой минус: турбина получит расходники из Китая, которые надежностью не отличаются. А если обращаться за новой турбиной, то она обойдется в несколько тысяч долларов.
При покупке турбины б/у обращайте внимание на:
· отсутствие люфта ротора. Для проверки попробуйте расшатать турбину пальцами, взявшись за кончик вала: люфт должен отсутствовать. А вот небольшой радиальный люфт вполне может быть – он существует для того, чтобы его заполняло масло для вращения ротора;
· отсутствие повреждений и сколов. Если вы видите их – откажитесь от покупки турбины;
· корпус турбины. На нем должны отсутствовать потеки масла. Если потеки есть, это сигнализирует о том, что турбина сильно изношена;
· улитку. Если она не сухая изнутри, не покупайте б/у турбину;
· трубки, через которые масло попадает в турбину и сливается из нее. Они должны быть завальцованы, чтобы грязь не оказалась в картридже.
Советы, как установить турбину
Процессы установки б/у, отремонтированной или новой турбины ничем не отличаются. Во-первых, так как турбина не ломается без причины, нужно заменить забившийся воздушный фильтр, решить возникшие проблемы с катализатором или сажевым фильтром. К тому же не рекомендуется использовать дешевое моторное масло: нужно почистить впуск от масла, вылив его из интеркулера или вовсе заменив интеркулер.
Следующий шаг – это проверка каналов подачи и слива масла из картера. Забившиеся каналы нужно почистить и заменить трубки, заодно проверив состояние системы вентиляции картерных газов.
После устранения всех проблем, из-за которых турбина и вышла из строя, можно приступать к установке. Обязательно нужно устанавливать новые комплекты прокладок и других расходников, добавлять в картридж турбины немного масла и после установки турбокомпрессора запускать двигатель, не подавая топлива: это создаст требуемое давление масла.
Выполнение таких требований поможет б/у турбине прослужить длительный срок. Заказывайте турбины в АвтоСтронг: доставим по России, Беларуси, Казахстану.