Без выходных 8:00-21:00

Полный обзор автомобильных амортизаторов

 

Амортизаторы непременный атрибут любого автомобиля, отвечающий за безопасность и комфортабельность езды. Вокруг них существует немало мифов и домыслов, связанных с недостаточным уровнем теоретических знаний существенной части автомобилистов.

Наш YouTube-канал предлагает детальное видео с обзором автомобильных амортизаторов.

 

 

Предназначение амортизаторов

Амортизаторы призваны устранить раскачивание авто во время движения, гашения колебаний, возникающих в пружинах при езде по неровной местности, и обеспечения за счет этого непрерывности контакта покрышек с дорожным полотном. В процессе агрессивного маневрирования амортизаторы обеспечивают в динамике распределение масс. Вместе с этим  они не участвуют в процессе удержания неизменного клиренса, за что в подвеске отвечают пружины, принимающие на себя вес транспортного средства.

 

На что способны повлиять амортизаторы

В составе автомобильной подвески амортизаторам отводится важная роль. В случае значительного износа они не способны справляться со своими обязанностями, что выражается в заметных толчках на неровностях, появлению дискомфорта и ухудшению управляемость, что особенно опасно. В среднем с изношенными амортизаторами длина пути торможения возрастает на 10%, и именно этих нескольких метров в итоге может не хватить, чтобы избежать столкновения.

 

Современные автомобили обладают значительным количеством активных систем, отвечающих за безопасность движения. Например, ABS и система стабилизации, являющиеся на сегодня наиболее распространенными на автомобилях системами безопасности, работают в связке с амортизаторами, как составным элементом подвески. Ухудшение же состояния амортизаторов станет причиной падения сцепных свойств с дорогой, а в этом случае даже электронные системы окажутся беспомощны предотвратить аварийную ситуацию и столкновение.

 

В каталоге контрактных моторов нашего магазина вы всегда сможете заказать по выгодной цене амортизаторы для автомобиля.

 

Причины выхода амортизаторов из строя

В целом амортизаторы относятся к числу надежных запасных частей, обладающих значительно большим ресурсом, чем большинство деталей ходовой части, например, шаровые или сайлентблоки можно сменить по несколько раз, а амортизаторы будут стоять родные. В среднем на полную диагностику амортизаторов автомобиль рекомендуется загонять на станцию ТО через каждые 80 тысяч километров.

Добиться необходимой долговечности можно за счет поддержания чистоты штока и установленного на нем сальника. Других мест возникновения трения в конструкции просто нет. Естественный износ во время работы, плюс грязь из внешней среды снижают надежность амортизаторов. Именно этому не стоит откладывать в долгий ящик смену порванного пыльника или опор из полиуретана.

При длительной эксплуатации теряет свои свойства и амортизационная жидкость, возможны реформации клапанов, регуляторов, втулки штока и других элементов, но это после длительного периода эксплуатации.

 

 

 

Ошибки в процессе установки амортизаторов

Распространены ситуации, когда повреждению амортизатору наносятся во время монтажа. В первую очередь это касается повреждение резьбы при закручивании гайки штоки при помощи пневматического гайковета. Такие действия строго-настрого запрещены. Кроме повреждения резьбы возможен отрыв концевика штока целиком, повреждения клапана поршня в результате ударного воздействия и так далее.

 

Повреждают шток зачастую при отсутствии специализированного инструмента, обеспечивающего его удержание в неподвижном положении. Особенно эта проблема характерна для «мастеров» осуществляющих ремонт стоек МакФерсон, когда шток амортизатора фиксируется газовым ключом. На его поверхности остаются повреждения, которые в дальнейшем начнут быстро «съедать» сальник, в результате чего амортизирующая жидкость будет полностью потеряна.

 

Наиболее игнорируемые правила монтажа амортизаторов?

Для замены амортизаторов существует несколько несложных правил, соблюдение которых является обязательным. Во-первых, их смена осуществляется только парами для передней или задней оси. Во-вторых, вместе с амортизатором обязательно меняется на новый пыльник. Попытка обойтись старыми пыльниками чаще всего оборачивается протечками. Шток всегда находится в смазанном состоянии, поэтому к нему моментально прилипает дорожная грязь, она наносит повреждение сальнику, теряющему герметичность, и начинающему пропускать амортизирующую жидкость.

 

Фиксация проушин амортизатора не должна проводиться на подъемнике, автомобиль должен стоять на поверхности, обеспечивая нагрузку на амортизатор. В противном случае затянутые на весу проушины после получения нагрузки повредят сайлентблок. Его придется менять через короткий промежуток времени.

 

 

 

Основные признаки износа амортизаторов

Первый признак изношенности элемента появление на поверхности подтеков масла, пропускаемого сальником. Наличие пятен, имеющих равномерное распределение по корпусу на треть его длины или меньше, не являются причиной для однозначной трактовки ситуации, как появление подтеков. Об износе скажет и состояние штока, на нем не должно быть механических повреждений (царапин) и следов поражения коррозией.

 

Приобрести б/у амортизаторы с компанией «АвтоСтронг-М» не составит труда, в каталоге контрактных моторов всегда есть несколько доступных вариантов.

 

Возможен ли стук амортизаторов

Стук в амортизаторах практически не встречается. Столкнуться с таким явлением можно только в случаях, когда деталь имеет серьезный заводской брак или получила значительные повреждения, предусматривающие деформирование корпуса.

Если же в движении возникает ощущение стука амортизаторов, необходимо обратить внимание на состояние пружин, опор амортизатора, шарнирных соединений. Скорее всего, посторонние шумы возникают именно из-за проблем в работе этих элементов.

 

Учесть необходимо и возможность появления стуков после смены амортизатора. Чаще всего источник его возникновения изношенная верхняя опора. Установленный амортизатор жестче изношенного старого, поэтому шум может «всплыть» на поверхность.

 

 

 

Как проверить б/у амортизаторы

Проверка состояния любых амортизаторов возможна только с использованием специального стенда. Они имеются в приличных автосервисах, определяя уровень сцепления с дорогой. Результат выдается в виде коэффициентов, причем они отражают общую эффективность и работоспособность подвески, но не отдельно амортизаторов.

Добиться хорошего сцепления с дорогой можно только при наличии хорошего состояния пружин, демпфера, других элементов подвески. Соответственно низкие коэффициенты не говорят о проблемах с амортизаторами, дефект может крыться в других элементах. Состояние амортизаторов определяется в первую очередь визуально по внешнему виду штока и пыльника. Если корпус не столь важен, то шток должен быть целым, не иметь на поверхности даже мелких царапин, поврежденных коррозией участков. Двухтрубные амортизаторы допускают даже наличие на корпусе вмятин (небольших), но для однотрубных моделей это уже грозит заклиниванием.

 

В полностью работоспособном амортизаторе движение штока осуществляется плавно с приложением неизменного усилия, без возникновения подтеков. При утопленном на 50% штоке не должно быть никаких люфтов, а его выдавливание в первоначальное положение должно происходить существенно медленней, чем при сжатии.

 

Особенности устройства амортизатора

Рассматривая особенности конструкции амортизаторов необходимо сразу сказать, что они относятся к числу газо-масляных устройств. Движение поршня осуществляется внутри жидкой среды (смазочное масло). Для автомобилей газовые амортизаторы не используются.

 

Наибольшее распространение сегодня получили двухтрубные амортизаторы, в которых одна трубка находится внутри другой. Движение штока в данном случае предусматривается по внутренней трубе меньшего диаметра, являющейся рабочим цилиндром. Такая схема позволяет повысить уровень защиты от механических повреждений.

 

 

 

Амортизаторы обладают поршнем особой конструкции, обладающим «проницаемостью». Он имеет отверстия-дроссели и регуляторы пружинного типа, отвечающие за свободное перетекание жидкости и сопротивляемость амортизатора. В результате автомобильный поршень сжимает газ внутри цилиндра, а в амортизаторе он движется через масло, встречая сопротивление.

 

У двухтрубных амортизаторов на конце цилиндра предусмотрено наличие донного клапанного механизма. Трубка большего диаметра выступает наружным корпусом, внутри которого находится газожидкостная среда. В большинстве моделей амортизаторов используется озон, выступающий демпфером для компенсации силы сжатия. Выдавливаемая поршнем часть жидкости поступает во внешний контур, где ее движение происходит в газовой среде, исключая возможность появления гидроудара со всеми вытекающими из этого неблагоприятными последствиями.

 

 

 

Наличие подобного демпфера с газовой средой позволяет более эффективно противодействовать нагреву масла и его вспениванию, что особенно необходимо при интенсивной работе амортизатора под нагрузкой.

 

Однотрубные амортизаторы не имеют внутренней трубы, а пространство в ней разделено плавающим поршнем. С одной его стороны находится газовая среда, с другой стороны жидкостная. Для двухтрубных моделей газ и жидкость спокойно соприкасаются, поэтому при встряхивании амортизатора можно услышать бульканье. Это не является признаком наличия проблем, но совершенно нормально.

Однотрубные амортизаторы иногда называют газовыми. Они более сложные в производстве и стоят дороже, но при этом не имеют никаких ограничений по ориентации в пространстве при монтаже. Для двухтрубных моделей необходим монтаж строго вертикально или под небольшим углом к вертикали.

 

Современные модели амортизаторов относятся к устройствам двустороннего действия, работая не только на сжатие, но и отбой. При этом модели для гражданского рынка в каждом из направлений обладают тремя режимами демпфирования, различающимися степенью усилия. В пассивных моделях сила демпфирования изменяется под действием скорости перемещения штока и давления внутри амортизатора. Соответственно имеется три пороговых значения скоростного режима, для каждого из которых в клапанном механизме своя скорость движения гидравлической жидкости. С переходом на новый уровень скорости меняется жесткость работы амортизатора.

 

С точки зрения износа наибольшую важность играют направляющие втулки из тефлона. Появление на штоке грязи практически моментально становится причиной их повреждения и ускоренного износа. Результатом этого становятся течи масла.

 

 

Заказать задний б/у амортизатор вы можете в магазине «АвтоСтронг-М», обратившись к каталогу контрактных моторов.

 

Лабораторная проверка амортизаторов

Для проведения практических исследований была выбрана лаборатория «Шате-М Сервис», имеющая аккредитацию в соответствии со стандартами ЕАЭС для тестирования автомобильных компонентов на предмет их соответствия требованиям, прописанным в ТР ТС 018/2011 и нормативам российского ГОСТ 34339-2017. Все стендовое оборудование, представленное в лаборатории, имеет аттестацию соответствующих надзорных органов на предмет соответствия метрологическим нормам.

Процесс лабораторного тестирования амортизатора включает в себя несколько операций:

 

Проверка герметичности. Стендовое оборудование в данном случае не требуется. Шток утапливается до упора, и в таком положении остается на 24 часа. Сам амортизатор при этом располагается горизонтально, создавая максимально возможную нагрузку на сальники.

В процессе тестирования использовались три амортизатора для одной модели авто: оригинал, качественный аналог, б/у амортизатор с нашего склада. В результате проведенного текста все образцы успешно справились с нагрузками, течи ни в одном случае выявлено не было.

 

 

Силовые и температурные характеристики

В подавляющем большинстве случаев в документации к амортизаторам производителями не указываются величины усилий при сжатии/отбое в зависимости от скорости перемещения штока. Соответственно при проведении тестирования сравнение необходимо проводить с эталонными значениями. В ГОСТ 34339-2017 указывается необходимость соответствия характеристик амортизатора нормативам КД. В результате в качестве эталонных значений необходимо использовать данные, характерные для оригинальных амортизаторов, то есть используемых производителем автомобиля в процессе заводской сборки.

 

 

Большинство производителей выпускают не одну модель амортизаторов, а линейку, обладающую идентичными размерами и взаимозаменяемостью, но рассчитанными на различные эксплуатационные условия. Одни заточены под скоростное вождение, другие под езду с грузом, третьи на дороги с плохим покрытием или бездорожье.

Определение силовых характеристик предусматривает использование проверочного стенда. Программа испытания предусматривает необходимость формирования диаграммы усилий, предусматривающих использование двух рабочих диапазонов движения поршня (дроссельный, клапанный режим). При этом величина хода поршня должна составлять более 80% от его максимальных значений. Проводятся и замеры хода штока, они должны соответствовать параметрам оригинального амортизатора.

 

Испытание признается успешно пройденным в случае, если тестируемый образец продемонстрировал значения, отличающиеся от эталонных значений в дроссельном и клапанном режимах при движении на сжатие до 50% и 20% соответственно, а при работе на отбой до 30% и 15%.

Одновременно в процессе работы проводится проверка на предмет наличия шумов и иных посторонних звуков. Их наличие недопустимо. Единственное исключение делается для шипения, возникающего в результате прохождения гидравлической жидкости через клапаны при движении поршня.

 

Работа испытательного стенда полностью автоматизирована, после установления программы действия человека не требуются. ГОСТ предусматривает необходимость испытания в обоих скоростных режимах. В нашем случае было проведено три исследования, два из них в дроссельном режиме с изменением скорости, и одно в клапанном режиме. В первом случае скоростной режим минимальный, не более 0,2м/с, во втором случае диапазон скоростей варьируется в пределах 0,25-0,52м/с.

 

 

В результате через испытательный стенд пройдут все три детали, что позволит установить, насколько характеристики аналогового амортизатора и оригинального б/у соответствуют требованиям, характерным для эталона.

 

Проведенные испытания позволили установить, что б/у амортизатор после довольно продолжительной работы практически не потерял своих свойств, а его отличия в характеристиках в сравнении с эталонным образцом являются несущественными.

Качественный аналог по своим характеристикам соответствует установленными требованиям по допустимым отклонениям значений, но во всех случаях его усилия оказываются выше, чем у оригинальных амортизаторов.

 

Проведение температурных испытаний также предусматривает стендовую работу, но при этом изделие первоначально охлаждается до -60 градусов. Само испытание стандартное, предусматривающее замер значений при различных температурных режимах, начиная с -50 градусов, и заканчивая нагретым до +100 градусов амортизатором. Успешным прохождением испытания является потеря до 30% первоначальных силовых параметров во всем диапазоне температур +20…+80 градусов .

 

Таким образом, качественные аналоговые амортизаторы оказались несколько жестче, чем оригинальный элемент, а вот автозапчасть б/у со склада компании «АвтоСтронг-М» по своим характеристикам оказалась практически точной копией амортизатора, изначально устанавливаемого на авто.

Такие результаты характерны, как для испытания нагрузками, так и температурой. В результате можно смело констатировать, что при выборе б/у амортизаторов никакого ухудшения характеристик безопасности авто и комфорта вождения нет, а их цена существенно ниже.

 

 


Поделиться статьей с друзьями:

Обратный звонок